академия информационных систем

06 Декабря 2017    8

На сегодняшний день на разной стадии готовности находится три законодательные инициативы по противодействию фроду. Об этом рассказал Артем Сычев, заместитель начальника Главного управления безопасности и защиты информации (ГУБиЗИ) Банка России, выступая на пленарном заседании VIII международного форума по борьбе с мошенничеством в сфере высоких технологий AntiFraud Russia 2017.

Как подчеркнул Артем Сычев, «мы очень долго говорили о необходимости внесения изменений с точки зрения законодательства. К сожалению, мы, как регулятор, федеральный орган, говорим, а со стороны финансового сообщества желания что-либо делать особо не проявлялось».

Инициатива по закреплению обязанностей кредитной организации иметь и организовывать антифрод сегодня уже находится на рассмотрении Госдумы и готова к первому чтению в январе 2018 года. Как отметил А. Сычев,  принятие данного законопроекта создаст для мошенников максимальные неудобства. Как известно, деньги перемещаются из одного банка в другой, и если у одного банка есть антифрод, а у другого нет — злоумышленник идет туда, где антифрода нет. Поэтому этот закон принимается для того, чтобы в стране был более менее единый ландшафт деятельности по антифроду в финансовой деятельности. Ряд банков принял активное участие в его создании.

Еще одна законодательная инициатива касается не менее наболевшей проблемы — сайтов, которые предоставляют якобы финансовые услуги, а по сути являются фишинговыми ресурсами. А. Сычев отметил, что основная проблема заключается в том, что большая их часть находится за пределами доменных зон, находящихся в юрисдикции РФ. Их блокировка, формирование условий, когда они не будут доступны обычным гражданам в обычном режиме представляет собой серьезную проблему. Такой законопроект подготовлен и находится на согласовании в Минсвязи.

Замначальника ФинЦЕРТ подчеркнул, что есть определенные разногласия, поскольку действующий закон предполагает две процедуры — либо до судебные, либо вне судебные. Технически они отличаются некоторыми юридическими особенностями, но по сути должны дать один и тот же эффект — создать условия, когда злоумышленникам будет невыгодно работать на территории РФ и они уйдут в другие юрисдикции.

Третья законотворческая инициатива практического характера относится к реальной деятельности антифрод-решений, которые работают в большинстве крупных банков. Речь идет об обмене информацией с телекомоператорами о замене клиентами SIM-карты. Те, кто сталкивался с реальными кейсами, когда клиент теряет деньги из-за того, что кто-то без его ведома поменял SIM-карту, прекрасно понимает, что такой закон нужен, — отметил А. Сычев. Однако регулятор в процессе подготовки этого законопроекта не увидел в банковском сообществе единства. С одной стороны никто не говорит, что такой закон не нужен, с другой по каким-то причинам каждый пытается решать свой интерес, не понимая, что не имея единого фронта с телеком-операторами отдаляется перспектива иметь хороший инструмент противодействия мошенникам.

В тоже время, отметил А. Сычев, на сегодняшний день уже преодолены определенные разногласия с телеком-операторами. Проект закона уже есть и в ЦБ надеются, что до конца 2018 года инициатива будет принята. Благодаря этому банковское сообщество получит еще один эффективный инструмент взаимодействия с операторами по противодействию фроду.

Источник