Top.Mail.Ru

академия информационных систем

Версия для слабовидящих

04 октября 2022    787

Материал подготовлен при поддержке проекта «Академия ЭДО» Академии Информационных Систем

Машиночитаемая доверенность (МЧД) – одна из самых волнующих бизнес тем, связанных с активно развивающимся в России электронным документооборотом. С 1 марта этого года введено добровольное использование МЧД и многие компании уже работают с ней.

В Минцифры и ФНС настаивают, что законодательное оформление и необходимая инфраструктура для массового применения МЧД готовы, однако даты её обязательного введения переносятся уже во второй раз: изначально полный перевод на МЧД должен был состояться 1 сентября 2022 года, позднее — 1 января 2023 года, а согласно новому законопроекту Минцифры России о переносе обязательного применения МЧД — 1 сентября 2023 года.

По словам зампреда правительства Дмитрия Чернышенко, это сделано в интересах бизнеса. Минцифры в официальном ответе Ассоциации «РОСЭУ» сообщило, что на данный момент принятие дополнительных нормативно-правовых актов для МЧД не требуется, поскольку проект изменений о переносе переходного периода подготовлен, а план-график исполнен в полном объеме.

Рано или поздно МЧД станет обязательной, и бизнесу придется её осваивать. Мы попытались разобраться в вопросе.

Введение

Машиночитаемая доверенность – это электронный файл, который призван заменить бумажные доверенности.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, доверенность – это письменное уполномочивание лицом А лица Б для представления интересов лица А перед третьими лицами. Так как МЧД является электронной формой бумажной доверенности, то это определение подходит и для неё.

Впрочем, в отличии от бумажного документа применение МЧД позволяет информационным системам считывать выданные и удостоверенные доверенностями полномочия без участия человека.

Когда при электронном взаимодействии применяется квалифицированная подпись, МЧД выступает в качестве связки между гражданином и юридическим лицом (сотрудником организации), интересы которого он представляет при взаимодействии с другим юрлицом.

С 1 марта по 14 июля 2022 года между гражданским кодексом и 63-ФЗ «Об электронной подписи» существовал «разрыв», который устранили, скорректировав в последнем ряд норм про нотариальные удостоверения МЧД и добавив возможность оформления передоверия в электронном виде.

Удостоверяющие центры

Сейчас в России продолжают применяться квалифицированные сертификаты на сотрудников, выданные коммерческими удостоверяющим центром (УЦ). В них указаны два ИНН: сотрудника и работодателя (юрлица). Однако такие сертификаты можно будет применять только до конца года.

С 1 января 2022 года сертификаты на гендиректора, ИП и нотариусов выдает только УЦ ФНС России.

Поправки в закон об электронной подписи от 14 июля добавили возможность ИП получать в УЦ ФНС сертификаты на информационные системы (любые программы для автоматизации деятельность), операторами которых они являются. Если ИП оформил её как информационную систему и он является её оператором, эксплуатирует её, обслуживает и если при помощи этой программы происходит информационное взаимодействие с применением квалифицированной подписи, то ИП может прийти в УЦ ФНС и получить обезличенный сертификат — в нем не будет указаны его ФИО.

Такие сертификаты могут использоваться в автоматическом режиме, без участия человека. Это поможет автоматизировать деятельность нескольких подразделений ИП или нескольких магазинов. Такие сертификаты можно получать уже с начала года юрлицам и госорганам. Теперь этим смогут пользоваться и ИП.

Где хранится МЧД

Чтобы обмениваться МЧД, необходимо их где-то хранить. Сейчас законодательство позволяет хранить их либо у себя, либо в пакете с электронными документами.

Также разрешается хранить их у третьих лиц — для этого используются специальные информационные системы, осуществляющие хранение МЧД и обеспечивающие ее отмену по заявлению доверителя. В таком случае законодательство предъявляет требования: это разрешено делать УЦ, органам власти, операторам ЭДО и доверенной третьей стороне.

ФНС России предлагает единую технологию по хранению машиночитаемых доверенностей в одном месте. Это предлагается реализовать, используя технологию распределенного хранения на рапределенных реестрах. Ведомство бесплатно предоставляет для этого собственную инфраструктуру, а также мощности других вызвавшихся принять участие в проекте организаций.

Уже в следующем году ФНС намерено выводить свою систему распредленного реестра в промышленную эксплуатацию.

Как объясняет начальник отдела методологии применения электронной подписи и хранения электронных документов хозяйствующими субъектами Управления электронного документооборота ФНС России Роман Чубаров, она позволит увеличить скорость присоединения к системе УЦ, операторов ЭДО и других органы власти. Им представляется дистрибутив, а единственное, что потребуется от них — инфраструктура для разворачивания нового узла такой системы.

Разворачивание узла в этом случае, по оценкам чиновника, занимает около месяца. «Поверьте, это быстро, когда речь идет о столь сложных информационных системах», – добавляет Роман Чубаров.

Другой плюс проекта в том, что это государственное решение, а значит бесплатное и будет охватывать все секторы экономики: B2B, B2G, G2G. Чтобы хранить и пользоваться доверенностями, технология поддерживает единый классификатор полномочий, который ведет Минцифры России.

Какие есть формы МЧД

В России реализованы две формы МЧД: одна разработана Минцифры, вторая — ФНС совместно с Федеральной нотариальной палатой (ФНП).

Формат Минцифры содержит различные идентификаторы, необходимые для работы с порталом «Госуслуги». Чтобы использовать его, доверитель и представитель должны иметь подтвержденную учетную запись на ЕСИА, потому что там указывается идентификатор ЕСИА. Формат ФНС и нотариальный не привязан к ЕСИА.

Формат налоговой и нотариата разрабатывалась с учетом поправок, которые появились 14 июля. Там учтены передоверие и присутствуют необязательные нотариальные поля, которые позволяют заносить сведения в информационные системы ФНП.

«Есть директора, которые вообще не хотят получать электронную подпись, — объясняет Роман Чубаров. — Они могут прийти к нотариусу и он выдаст МЧД в виде файла, подписанного квалифицированной подписью нотариуса. Таким образом у гендиректора будет машиночитаемая доверенность на второе лицо, а ЭП ему получать не потребуется»

При этом эксперт налоговой службы допускает, что в будущем появится одна универсальная форма МЧД, которая будет включать все реквизиты и все доверенности, однако о скором её появлении говорить не приходится: «Я думаю, это должно произойти в два этапа. Сначала каждый орган власти создаст себе различные формы доверенностей, а потом нужно просто посмотреть на них все и сделать один универсальный формат», — рассуждает Чубаров.