Top.Mail.Ru

академия информационных систем

Версия для слабовидящих

29 ноября 2024    80
7 ноября в Цифровом деловом пространстве в Москве состоялся Международный форум по электронному документообороту 2024, который прошел при участии Минэкономразвития России, Минцифры России, Минтранса России, Банка России, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Росалкогольтабакконтроля, Нотариальной палаты, Социального фонда и Ассоциации РОСЭУ. Организатором Форума ЭДО выступили Випфорум и Академия Информационных Систем. В мероприятии приняли участие более 1000 руководителей и специалистов предприятий из различных сфер экономики, включая крупнейших ІТ-компаний и разработчиков систем электронного документооборота.
Представители органов власти и эксперты ведущих компаний-операторов ЭДО обсудили вопросы развития систем электронного документооборота в России, трансграничного взаимодействия, цифровизации регионов и повышения вовлеченности МСП в ЭДО. Результаты Форума будут закреплены в итоговой резолюции, содержащей в себе ключевые запросы бизнес-сообщества касательно развития и совершенствования отрасли электронного документооборота, выработанные в ходе мероприятия. Документ будет направлен в профильные органы государственной власти с просьбой учесть их при реализации политики в области ЭДО.
Ключевым событием мероприятия стала пленарная дискуссия при участии высокопоставленных представителей органов государственной власти, среди которых Минтранс России, Минцифры России, ФНС России, а также руководители СКБ Контур и X5 Group.

Заместитель Министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов подробно рассказал о результатах внедрения государственной информационной системы электронных перевозочных документов для грузового автотранспорта, запущенной 1 сентября 2022 года. В рамках выполнения поручения Президента России от 4 мая 2020 г. № Пр-742 была проведена масштабная работа, в результате которой с помощью ГИС ЭПД уже оформлено более 7,5 млн документов. Спикер отметил, что каждую неделю в системе регистрируется около 200 тысяч новых документов, и это число продолжает расти, отражая динамичное развитие проекта. Особое внимание было уделено нормативной базе, созданной Минтрансом и ФНС России для закрепления электронного документооборота в сфере автомобильного транспорта: за два года были приняты два федеральных закона и пять подзаконных актов. На данный момент в системе можно оформить шесть типов документов, из которых наиболее популярны электронные транспортные накладные и путевые листы. Также Дмитрий Баканов подчеркнул, что создана конкурентная среда – число операторов достигло 12, а участники системы охватывают компании из 83 регионов России. Были и обозначены дальнейшие шаги развития системы. В этом году была предусмотрена возможность оформления электронных документов для водного транспорта, а в следующем году они также будут доступны в ГИС ЭПД. Завершающим штрихом стало упоминание проекта закона, который закрепляет обязательное оформление электронных перевозочных документов для определённых видов грузов, что позволит повысить прозрачность рынка, снизить издержки и облегчить взаимодействие бизнеса с государственными органами.
На состоявшейся сессии обсуждались ключевые направления развития электронного документооборота, трансграничное взаимодействие и внедрение ЭДО в различных отраслях экономики.) В рамках обсуждений представители государственных структур и бизнес-сообщества затронули перспективы повышения эффективности документооборота и расширения цифровой инфраструктуры.

О новой государственной программе по развитию документооборота рассказал Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Евгений Филатов. В ходе дискуссии было отмечено, что предстоит перевод взаимодействия между государственными органами и бизнесом в электронный формат. В настоящий момент 20% документов направляются в Минцифры на бумажных носителях, а перевод всех процессов в электронный вид, в свою очередь, поможет сократить этот показатель и повысить общую эффективность. Важным шагом в этом направлении станет создание аналитического центра (рабочей группы) на базе Минцифры, который будет заниматься координацией всех направлений развития электронного документооборота. Также было отмечено, что государственный ЭДО упрощает подключение коммерческих компаний к документообороту с государственными органами, а операторы ЭДО также могут участвовать в этом процессе, что создает дополнительный стимул для бизнеса.
Кроме того, Евгений Филатов отметил, что для упрощения работы государственных органов разрабатываются стандарты, которые позволят автоматизировать процесс исполнения поручений и повысить контроль над их выполнением. В планах также разработка единой витрины для статистической отчетности — единого окна, в которое информация будет подаваться один раз, после чего она станет доступной для всех заинтересованных органов. Эти инициативы направлены на формирование более эффективной и интегрированной цифровой среды, что не только облегчит взаимодействие бизнеса и государства, но и создаст условия для дальнейшего роста и модернизации экономики.
Перспективы перехода на ЭДО раскрыл заместитель руководителя ФНС России Александр Егоричев.
«По нашим оценкам, переходить на полный электронный документооборот бизнес пока не готов. Это постепенный процесс, но он идет. Предприниматели видят преимущества и постепенно отказываются от бумаги. Переход на обязательный обмен только электронными счетами-фактурами возможен только при показателе не менее 80%», – отметил спикер.
Для достижения цели необходимо создать комфортную среду для малого бизнеса, которая позволит применять электронные документы с минимальными затратами. Поэтому уже в следующем году ФНС начнет работу по формированию экосистемы бесплатных сервисов для маленьких компаний по работе с электронными документами.
«У бизнеса появится возможность бесплатно создавать, подписывать, передавать контрагентам и хранить электронные документы. Мы создадим отдельный кабинет, в котором предприниматель сможет взаимодействовать с контрагентами с минимальными затратами для себя. Кроме того, важно, что бизнесу не придется каждому самостоятельно дорабатывать программное обеспечение для работы с форматами документов. В онлайн-кабинете все будет единым для всех», – пояснил Александр Егоричев.
О текущих результатах развития отрасли ЭДО рассказал генеральный директор СКБ Контур Михаил Сродных.
«На данный момент 93% взаимодействия с ФНС России происходит в электронном виде, что является очень высоким показателем. Если говорить в целом про консолидированный электронный документооборот, а именно на сколько количество электронных документов выросло, то с прошлого года этот рост составил 80%.» – подчеркнул спикер.
Более того, за рамками пленарной дискуссии команда Контур.Диадока при участии Михаила Сродных представила новую возможность сервиса — обмен документами с государственными органами. Пользователи в ближайшее время смогут подключить её в тестовом режиме. Опция позволит отправлять документы в государственные органы, а также получать ответы и письма от них в формате PDF. Данная интеграция с ГосЭДО является значимой, так как облегчит взаимодействие с государством как для крупного бизнеса с большим документооборотом, так и для представителей МСП, которые часто не имеют возможности для интеграции личных кабинетов госорганов в свои системы. Ожидается, что в ближайшее время должны произойти законодательные изменения, которые позволят подключить к платформе ГосЭДО операторов электронного документооборота. Сразу же после этого оператор СКБ Контур предоставит возможность отправки документов в госорганы через Диадок.
О стратегии компании X5 Group, направленной на технологическое лидерство и широкое внедрение электронного документооборота рассказал Директор по взаимодействию с органами государственной власти Василий Пушкин. Спикер отметил, что общий объем электронных документов в компании превысил 190 млн в год, а доля ЭДО составляет 86%, что позволило достичь значительной экономии времени и средств. Спикер также подчеркнул важность социальных аспектов, таких как оптимизация пространства и сокращение потребления бумаги. Кроме того, компания активно взаимодействует с партнерами и поставщиками для расширения применения ЭДО, включая проведение ежегодной конференции «Х5 Диалог» и регулярных вебинаров. В 2023 году Х5 Group создала объединенный центр компетенций для координации работы с ЭДО, что существенно упростило внутренние процессы и улучшает коммуникацию с партнерами.
В числе актуальных проектов спикер выделил пилотное внедрение электронной транспортной накладной (ЭТРН) и участие в инициативе по развитию КЭДО. В рамках пилота по ЭТРН достигнуты значительные результаты, но остаются технические и нормативные трудности, требующие доработки. Х5 Group также активно адаптируется к работе с МЧД и надеется на единый формат для всех участников рынка. В планах на 2025 год — дальнейшее усиление позиций компании в цифровой трансформации и внедрение новых технологических решений для повышения эффективности ЭДО.
Кроме того, в рамках мероприятия прошло награждение победителей конкурса «Внедрение года» на самый успешный опыт интеграции электронного документооборота на предприятии. В этом году памятные призы от организаторов Форума получили сразу две компании, за которые проголосовало равное количество членов программного комитета, а именно ООО «СТМ-Сервис» и X5 Group.

Компания СКБ Контур выступила эксклюзивным генеральным партнёром, ГК Астрал, 1С Софт, Х5 Group и Ассоциация «РОСЭУ» официальными партнерами мероприятия.