18 Декабря 2011    31

Пользователи Интернет-банкинга не боятся рисков мошенничества

В ноябре 2011 года Академия Информационных Систем (АИС) совместно с информационным порталом Bankir.ru провели Интернет-опрос на тему безопасности электронного банкинга в Российской Федерации. Посетителям портала было предложено ответить на пять вопросов, путем выбора наиболее приемлемого варианта ответа (или нескольких подходящих вариантов). За две недели в опросе приняли участие более 1700 человек.

На вопрос, как меняется ситуация с точки зрения безопасности сервисов ДБО и Интернет-банкинга в российских банках, 44,2% респондентов отметили, что количество инцидентов растет пропорционально количеству пользователей банковских сервисов, почти 20% сообщили, что сервисы становятся безопаснее и только 8,8% опрошенных согласились с мнением о том, что ситуация становится неуправляемо опасной. Таким образом, большинство клиентов и поставщиков услуг электронного банкинга не разделяют высказываемые рядом экспертов тезисы о лавинообразном росте угроз и мошеннических инцидентов, считая их необоснованными «пугалками».

Как, по вашему мнению, меняется ситуация с точки зрения безопасности сервисов ДБО и Интернет-банкинга в российских банках?

Главными проблемами банков в борьбе с кибермошенничеством практически равное количество респондентов (26,5% и 27% соответственно) назвали беспечное отношение к вопросам безопасности самих клиентов финансовых учреждений и неготовность правоохранительных органов к расследованию компьютерных преступлений. Третьим по популярности вариантом ответа явилось отсутствие адекватных современным угрозам решений, четвертым – слабая техническая и методическая подготовка персонала банков. За совершенствование законодательства для решения проблемы кибербезопасности в банковском секторе высказались лишь 11,9% участников опроса.

Что на сегодня является главной проблемой банков в борьбе с кибермошенничеством?

Осознавая риски, присущие банковским Интернет-сервисам, подавляющее большинство респондентов пользуются ими без ограничений (26,5%) или с ограниченной суммой на счету (39,3%). Еще 21,5% опрошенных планируют воспользоваться Интернет-банкингом в течение ближайшего года. И только 9% пока ни за что не готовы отважиться на управление своим банковским счетом через Интернет.

Готовы ли вы воспользоваться услугами электронного банкинга, осознавая присущие ему риски?

Среди предпочтительных способов оплаты товаров и услуг, приобретаемых через Интернет, явным фаворитом являются кредитные карты (33,5% респондентов). За ним следует оплата наличными курьеру (25,9%). Заметно отстают по популярности электронные деньги (16,1%), виртуальные банковские карты (13,5%) и платежные терминалы (10,94%). Видимо, отношение пользователей к данному вопросу является наглядной демонстрацией того, что фактор удобства для них важнее фактора безопасности.

 

Какой способ оплаты товаров и услуг, приобретаемых через Интернет, для вас является наиболее предпочтительным?

 

Наиболее равномерное распределение мнений было отмечено в ответе на вопрос, каким образом можно добиться реального снижения угроз в Интернет-банкинге и ДБО (здесь допускалось несколько вариантов ответов). Меньше всего участники опроса поддержали идею перенести всю ответственность за совершаемые электронные операции на банки (22,2%), а наибольшую поддержку нашло предложение расширить обязательные требования к обеспечению безопасности для банков, предоставляющих ДБО (41,1%). Респонденты также с энтузиазмом отнеслись к практике страхования рисков клиентов Интернет-банкинга (39,6%).

 

Каким образом можно добиться реального снижения угроз в Интернет-банкинге и ДБО?

 

С полным отчетом о проведенном Интернет-опросе АИС и агентства Банкир.Ру можно ознакомиться здесь.